Питание ребенка от 1 до 3

Питание ребенка от 1 до 3

Витаминное меню

Здоровье наших детей зачастую составляет производную от нашего умения разумно пользоваться витаминными кладовыми, которые дает нам природа. Зачастую мы или вовсе проходим мимо природных «аптечек», или неправильно их используем.

Для здоровья важно максимально обогащать организм витаминами из природных источников Плохой рост часто обусловлен недостатком витамина D: при его недостатке кальций, поступающий с пищей, не усваивается. Зимой малыш часто болеет: проверьте, хватает ли ему в питании витаминов С и А. Сухость кожи малышей часто обусловлена недостатком витаминов С, В6, Н и А. Кожные высыпания — признак дефицита В6 и PP. Снижение аппетита — А, В1, В2, В6, В12, Н...

Однако не стоит увлекаться синтетическими витаминными комплексами. Передозировать синтетические витамины несложно. Кроме того, очень многие витамины крайне токсичны. Хроническая передозировка витамина А грозит появлением головной боли, сухости кожи, тошноты, рвоты и даже лихорадки у ребенка. В настоящее время все больше врачей приходят к мнению о крайне осторожном назначении препаратов витамина D в качестве профилактики маленьким детям. К тому же у детей, постоянно принимающих поливитамины, повышается риск образования камней в организме. Дело в том, что поливитамины имеют в своем составе соли различных минералов. Усвоение синтетических препаратов происходит не полностью, зачастую большая их часть выводится из организма через почки. Таким образом, нагрузка на неокрепшие почки ребенка возрастает в разы. И не всегда они с ней справляются. Поэтому наилучшим источником профилактики авитаминоза у детей являются свежие продукты.

Природные витамины практически никогда не оборачиваются подобными проблемами. Отравиться, переев апельсинов или огурцов, практически невозможно. К тому же те же огурцы, клубника или яблоки дают легкий мочегонный эффект, а значит способствуют выведению солей из организма. Традиционно считается, что витамины содержатся только в фруктах и овощах. Но это далеко не так. Источником натуральных витаминов служат продукты как растительного, так и животного происхождения. Например, витамин В12 вообще не содержится в растительной пище!

По способу усвоения организмом витамины делят на водорастворимые: В и С например. И жирорастворимые — A, D и Е — те, что усваиваются организмом вместе с жирами.

Еще несколько десятков лет назад человеку, чтобы полностью обеспечить свою потребность в витаминах, требовалось съедать гораздо меньше той же самой пищи. Теперь же, в наш век пестицидов и генной инженерии, количество потребляемой пищи для удовлетворения тех же потребностей увеличилось в разы. Вот почему, будучи не в силах справиться с предлагаемым объемом, многие выбирают альтернативный вариант: постоянно принимают поливитаминные комплексы с профилактической целью. Другое дело, что не все осведомлены о плохой усвояемости синтетических препаратов и последствиях гипервитаминоза. В этой ситуации для маленького ребенка наилучшим вариантом решения проблемы (и, самое главное, безопасным) становится грамотный подход к приготовлению «витаминного меню». Прежде всего, чтобы с питанием обеспечить малышу поступление всех витаминов, необходимо иметь представление о том, для чего они нужны и где они содержатся.

А для максимального их всасывания полезно знать некоторые секреты сочетаемости, усвояемости и сохранения витаминов в процессе приготовления.

Пищевая культура ребенка

Пищевая культура закладывается у ребенка с рождения. За ее правильное формирование ответственны в первую очередь родители. Старайтесь привить вашему ребенку правильные установки с младых ногтей. Если ваш кроха еще только грудничок, не потворствуйте капризам и не пытайтесь всякий раз успокоить его, предлагая грудь. Конечно, соблазн «закрыть» кричащему младенцу рот грудью с успокоительным питьем очень велик, но все же лучше поискать другие способы решения проблемы: отвлечь ребенка игрушкой, спеть веселую песенку, поносить ребенка по дому, рассказывая, как в нем все устроено (маленькие дети быстро успокаиваются, слыша спокойный ровный мамин голос), приласкать, покачать, рассмешить... Если в этом возрасте вы заложите ребенку установку, что не все проблемы решаются едой у груди, в пору прикормов, такому малышу психологически будет легче перейти на взрослый стол. Когда ваш кроха подрос и стал питаться блюдами взрослой кухни, очень важно сразу познакомить его с правилами поведения за столом. Принимать пищу лучше всей семьей. Такой порядок не только способствует правильной выработке желудочных ферментов «ко времени», стимулирует аппетит, способствует хорошему пищеварению, но и имеет психологический эффект... В этом возрасте ребенок привыкает к осознанной организации своего времени (позднее именно отсутствие способности рационально и грамотно распорядиться своим временем и, как следствие, хронические недоделки и недосыпы подталкивают нас к стрессу — причине нарушения пищевого поведения). Для маленького организма режим важен и физически и психологически. В этом возрасте учатся распоряжаться своим временем. Существует время на игры, прогулку, сон, еду и туалет. Так рождается установка: еда такой же ритуал, как умывание, одевание, мытье рук, послеобеденный и ночной сон... У нее есть своя культура, без которой еда в принципе невозможна. Избегайте кормить ребенка бессистемно, устраивая перекусы на ходу, в транспорте, в очереди к врачу, а также не стоит стимулировать едой детские достижения или сглаживать конфликтные ситуации, поощряя капризы.

Выберите оптимальное время для кормлений. Не стоит сажать ребенка сразу после прогулки или подвижной игры сразу за стол.

Блюда следует подавать в определенном порядке. Очередность блюд должна стимулировать аппетит и пищеварение, а также соответствовать времени суток и сезону. Приучите с детства ребенка следить за своим здоровьем: питаться правильно. Расскажите ему, как пища двигается внутри его организма, как происходит процесс ее переваривания и насыщения организма. Так рождается еще одна установка: еда дает силы для нашей жизни, это топливо, средство для развития и роста организма.

Позволяйте ребенку выбирать, следите за разнообразием еды на вашем столе и ее сбалансированностью.

Приучив малыша питаться правильно и культурно, вы сделали половину дела. Теперь важно проследить, чтобы ваш ребенок рос в спокойной обстановке. Стрессоустойчивость человека закладывается до 6 лет, — так утверждают врачи. В этот период родители должны особое внимание уделить тому, чтобы ребенок научился правильно справляться со стрессом. Обратите внимание, насколько легко ваш ребенок адаптируется к изменению окружения, быстро ли вливается в коллектив сверстников, на почве чего чаще у него возникают конфликты. Другими словами, вы должны быть в курсе проблем своего ребенка, его уязвимых мест. Ваша осведомленность поможет своевременно придти ребенку на помощь, научить малыша правильно справляться с проблемой, если она возникнет, и предупреждать возникновение страхов. Иногда проблема не лежит на поверхности, и ребенок не спешит ею делиться. Например, ребенок пошел в детский сад, вроде ни на что не жалуется, но начал грызть ногти или крутить на пальце волосы или теребить подол — все это симптомы повышенной тревожности. С ними как таковыми бороться не нужно. Бороться надо с причинами. И прежде всего — проговаривая с ребенком его внутренний конфликт. Взрослея, он научится проговаривать ситуацию самостоятельно.

Если вы вдруг заметили, что ребенок стал переедать, попытайтесь проанализировать, с чем это может быть связано, возможно, изменения коснулись не только его пищевого поведения. В жизни вашего ребенка появились стрессовые ситуации, ситуации требующие адаптации? — будьте всегда в курсе того, чем живет ваш малыш и постарайтесь ему помочь. Заведите за правило — раз в неделю разговаривать по душам. Научите ребенка доверию, уважению чужих взглядов и мыслей и любви к себе, отстаиванию своей точки зрения. Больше бывайте с малышом на свежем воздухе, ограничьте просмотр ребенком телевизора и сидение за компьютером, поговорите с вашим крохой его новых друзьях, интересах и проблемах. Пусть он даст им свою оценку, а затем мягко подскажите ему, как еще можно посмотреть на сложившуюся ситуацию...

Иногда сами родители являются причиной возникновения стрессовой ситуации у ребенка. В жизни невозможно успевать во всем «на отлично», не старайтесь убедить малыша в этом, создавая комплекс неполноценности на пустом месте.

Вы находитесь здесь:Дети»От 1 до 3 лет»Питание ребенка от 1 до 3