Ребенок ворует что делать

Ребенок ворует что делать

Эта проблема часто возникает в возрасте двух-трех лет.

Однажды, придя домой из гостей, взрослые обнаруживают в кармане у малыша чужую вещь. Ребенку объясняют, что брать чужое нехорошо, относят вещь обратно. Но через какое-то время история повторяется. Родители начинают беспокоиться, и их можно понять. Мы с раннего возраста внушаем нашим детям, что чужое брать нельзя, что воровать стыдно. И вдруг такое... Что если у ребенка клептомания? Не торопитесь вешать ярлыки. То, что он сделал, пока еще нельзя назвать воровством в настоящем смысле слова.

Давайте попытаемся понять, что испытывает двухлетний ребенок, попадая в чужой дом, например, в гости к сверстнику. Для него этот дом полон замечательных игрушек: необычных машинок, красивых кукол... В глазах малыша они замечательны уже просто потому, что у него таких нет. Возможно, у него есть машинки не хуже и даже лучше, дороже, оригинальнее тех, которые он увидел в гостях. Но все свое уже хорошо знакомо. А инерционная машинка приятеля, пусть и с трещиной, и с помятым боком, и проржавевшей осью, — это что-то новое, необыкновенное, кажется, всю жизнь о такой мечтал. Противостоять собственным желаниям в два года еще очень сложно.

Однако желание обладать — не единственное, что движет малышом в этот момент. Есть и другой, не менее важный мотив. Для ребенка 2-3 лет воровство — это игра, это проверка своих способностей и возможностей: «Интересно, смогу я взять эту вещь так, чтобы никто не заметил? Достаточно ли я хитрый? Достаточно ли я ловкий?» Именно поэтому дети часто воруют украшения — они не просто сами по себе привлекательны, но еще и хранятся в особом месте, куда не так просто добраться.

Итак, представим себе ситуацию: вы пришли домой из гостей, и тут раздается звонок: «Вы знаете, у нас пропало кольцо. Посмотрите, пожалуйста, может быть, ваш малыш случайно его унес с собой».

Прежде всего, не волнуйтесь. Ни в коем случае не идите на поводу у своих первых, возможно, очень бурных эмоций. Подзовите ребенка и расспросите его: «Скажи, тебе понравилось в гостях? А что там было интересного? В маленькую комнату ты заходил? Что было в этой комнате?» Малыш еще слишком мал, чтобы догадаться, к чему вы клоните. Скорее всего, он подумает, что вы просто хотите поговорить с ним о походе в гости, и бесхитростно ответит на все ваши вопросы. Если выяснится, что он заходил в ту самую комнату, продолжите расспросы: «Там лежала коробочка с блестящими вещами. Ты видел ее? Ты с ней играл?» Бывает, что ребенок хозяев дома сам приводит своего гостя в комнату, где лежит заветная коробочка, и предлагает с ней поиграть. Но признаться в этом родителям он боится, ведь ему строго-настрого запретили трогать шкатулку с драгоценностями. Зато ваш малыш не задумываясь расскажет, как было дело, ему-то никто не запрещал играть с этой коробочкой. Дальше вы говорите: «Ты знаешь, у Петиных родителей пропало кольцо. Как ты думаешь, где его искать?» Может оказаться, что малыши взяли кольцо поиграть и забыли положить на место. Помогите ребенку восстановить в памяти последовательность действий: «Где вы играли с кольцом? На диване? В детской? А потом куда вы пошли?» Возможно, в результате ваших расспросов выяснится, что кольцо не покидало пределов квартиры. Так вы поможете хозяевам его отыскать и убедитесь в том, что ваш ребенок ничего не украл.

Если же малыш упорно твердит, что в комнату не заходил, коробочку не видел, в кольцо не играл, скажите: «Хорошо, я тебе верю». Но все-таки, когда он ляжет спать, проверьте его карманы и рюкзачок, с которым он был в гостях. Если кольцо все-таки обнаружится, позвоните хозяевам и скажите: «Мы нашли ваше кольцо и хотим его вернуть».

Возвращать украденную вещь надо обязательно вместе с ребенком. Лучше всего, если он сам отдаст ее хозяевам и скажет: «Извините, пожалуйста, я случайно взял». Или: «Мне очень понравилось это кольцо, но мама с папой сказали, что оно ваше. Извините, пожалуйста, что я его взял». Подготовьтесь к этому визиту, отрепетируйте дома, что и как будет говорить ваш малыш. Постарайтесь сделать так, чтобы для него это стало значимым событием и уроком на будущее. Большую ошибку совершают те родители, которые сами передают вещь хозяевам, не вовлекая в это ребенка. Помните, ваша задача не просто вернуть чужое, но и преподнести своему ребенку урок на будущее. А для этого необходимо, во-первых, показать малышу, что он совершил плохой поступок, во-вторых, дать ему возможность самостоятельно исправить свою ошибку. Кстати, это касается и вещей, взятых без спросу из детского сада. Обычно родители спешат вернуть их сами. Но будет намного лучше, если вы дадите малышу возможность сделать это самостоятельно: «Завтра, когда мы пойдем в садик, ты сам отдашь игрушку воспитательнице и извинишься».

Обязательно похвалите малыша, если он набрался смелости и сам вернул вещь хозяину. Поверьте, ему это далось совсем не просто. Поддержите его. Своим одобрением вы как бы говорите: «Я понимаю, как тебе было трудно не взять эту красивую вещь. Но ты у меня молодец, сам все исправил».

Как уберечь от соблазна?

Перед тем как отправляться в гости, объясните ребенку правила поведения в чужом доме. Например: «Прежде чем взять любую вещь, надо спросить разрешения у взрослых. Если ты сам стесняешься спрашивать хозяев, попроси меня».

Пусть малыш берет в гости свои игрушки. Если в семье, к которой вы направляетесь, есть ребенок в возрасте до трех лет, неизбежно возникнет ситуация, когда маленький хозяин начнет «жадничать» и говорить «мое», «не дам». Если ваш малыш придет со своими игрушками, ему будет что предложить для обмена и таким образом наладить совместную игру. А главное — это поможет вам предотвратить воровство. Потому что, когда приходишь в гости с пустыми руками, очень хочется потом что-нибудь прихватить с собой. Если же нагружен собственным добром, до чужого просто руки не доходят. Собираясь домой, напомните малышу: «Ты все свои игрушки собрал? Давай вместе проверим». Заодно посмотрите, не сложил ли он в свой рюкзачок что-то чужое.

Дети могут польститься на что-нибудь не только в гостях, но и в собственном доме. И вот тут в качестве профилактической меры я хочу посоветовать следующее. Наиболее дорогие, ценные вещи, которые привлекают малыша, храните в той комнате, где есть большое зеркало. Давно замечено, что детям сложнее поддаться соблазну, когда они видят свое отражение. Этот закон, кстати, распространяется и на взрослых. Когда мы смотрим на себя в зеркало, нам кажется, что мы сами за собой наблюдаем. А на глазах у кого-нибудь совершить дурной, глупый, некрасивый поступок намного труднее. Поэтому дети намного чаще воруют из кармана родителей где-нибудь в темном коридоре, где нет возможности взглянуть на себя со стороны.

Обмен

Если вы обнаружили у своего ребенка чужую вещь, это еще не значит, что он ее украл. На вопрос: «Откуда у тебя это?» — вы можете услышать: «Поменялся». Дети часто меняются игрушками. Этот обмен в ваших глазах может быть совершенно неравнозначным. Например, дочка выменяла своего старого замусоленного медведя на дорогую немецкую куклу. Что делать в таких случаях?

Поговорите с родителями ребенка, который согласился на подобный обмен. Если они ничего не имеют против, вам тоже придется согласиться, как бы неловко вы себя при этом не чувствовали.

А теперь представим обратную ситуацию. Вы купили сыну дорогущего радиоуправляемого говорящего робота. Деньги, которые вы на него потратили, совсем не были лишними. Но вам очень хотелось порадовать своего малыша, и вы решились на эту трату. И вот счастливый обладатель робота отправляется с ним на детскую площадку и... обменивает на простой пластмассовый самосвал! Прямо скажем, ситуация не из приятных. Но и в этом случае не торопитесь единолично принимать решение. Поговорите со своим ребенком, объясните ему невыгодность этого обмена и постарайтесь убедить поменяться обратно. Обсудите, как ему следует себя повести, что сказать, чтобы вернуть робота, никого не обидев. Если надо, помогите провести переговоры и найти компромисс. При этом ведите себя так, чтобы главным участником переговоров, человеком, принимающим окончательное решение, были не вы, а ребенок.

Конечно, для родителя намного проще решить проблему по-другому — своей властью взрослого «аннулировать сделку», отобрать робота и вернуть своему ребенку со словами: «Так делать нельзя. Прежде, чем меняться, ты должен спросить у меня». Но дело в том, что, как бы дорого ни стоила вам эта игрушка, малыш воспринимает ее как свою! Помните, детей учат не наши слова, а наши поступки. Глядя, как вы бесцеремонно распоряжаетесь его собственностью, ребенок приходит к выводу: «Мама у меня забирает мои вещи и меняет их, не спрашивая моего согласия, значит, и я могу поступать так же». Если такой способ решения спорных вопросов принят в семье за норму, вполне возможно, что через год-два подросшее чадо вынесет во двор мамины золотые серьги с драгоценными камнями и поменяет их на понравившуюся машинку. Ведь мама с его «сокровищами» тоже не церемонилась.

Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 1514 раз
Вы находитесь здесь:Дети»От 1 до 3 лет»Развитие и воспитание ребенка от 1 до 3 лет»Ребенок ворует что делать