Основные потребности ребенка

Основные потребности ребенка

Надо сказать, что у всех младенцев и маленьких детей потребности приблизительно одинаковы.

Но мы никогда не должны забывать о том, что ребенок развивается. Об этом особенно следует помнить тогда, когда мы имеем дело с детьми, которым еще не исполнилось пяти, ибо любой ребенок, которому сейчас четыре, когда-то был трехлеткой, а еще совсем недавно ему было только два, и даже только годик. Кажется, еще совсем недавно его отнимали от груди или он только появился на свет или даже еще был в утробе. Если же говорить об эмоциональном развитии детей, то этот процесс постоянно претерпевает изменения.

Ведь новорожденному предстоит проделать огромный путь до того, как ему исполнится пять, если говорить о личностном и эмоциональном росте. И это расстояние невозможно преодолеть, если для этого не будут созданы определенные условия. Но эти условия должна быть достаточно хорошими, ибо теперь, благодаря своим умственным способностям, ребенок может все успешнее преодолевать самые разные препятствия и фрустрации, но только если до этого у него все было благополучно. Также хорошо известно и то, что условия, необходимые для индивидуального роста ребенка сами по себе являются чем-то статичным, постоянным и неизменным, но они претерпевают количественные и качественные изменения, соответствующие возрасту младенца или ребенка и его меняющимся потребностям.

А теперь давайте представим себе здорового ребенка (мальчика или девочку) в возрасте четырех лет. За целый день у такого ребенка происходит столько всего, что здесь можно увидеть ту же круговерть, что и у взрослых. Мальчик уже может идентифицировать себя с отцом, а девочка - с матерью. Также можно видеть и самые разные перекрестные идентификации. Эта способность к идентификации проявляется как в реальном поведении, так и в принятии на себя какой-то незначительной ответственности на определенное время. Это проявляется как в игре, - когда четко проигрываются различные задачи супружеской жизни и всевозможные положительные моменты, - так и находит свое выражение в страстной любви и ревности, что характерно для данного возраста. Все это можно видеть и в тех фантазиях, которым ребенок предается днем, и особенно сильно и ярко это проявляется в сновидениях ребенка.

Это важные моменты у здорового четырехлетнего ребенка, особенно принимая во внимание его инстинкты и биологическую основу его эмоциональности. И здесь мы можем увидеть некую очередность. Это некий подготовительный процесс, когда мы наблюдаем все возрастающее напряжение, разрядку и определенную релаксацию после удовлетворения.

Во время полноценного сна, что говорит о зрелости в возрасте до пяти лет, ребенок находится на одном из полюсов треугольника человеческих отношений. В процессе сна аккумулируется биологическая энергия, которую мы называем инстинктами. На самом деле, и ребенку не так легко не отставать от этого биологического роста. Ведь во сне, как и в потенциальных фантазиях, которые у него могут возникнуть уже после пробуждения, телесное фантазирование ребенка становится более сильным, когда он уже способен испытывать как любовь, так и ненависть, и переживать соответствующие непростые конфликтные ситуации, связанные с чувствами.

Это означает, что здоровый ребенок переживает целый спектр самых разных сексуальных чувств, и здесь можно отметить различные физические ограничения, свойственные физической незрелости. В символической форме, а также в сновидениях и игре различные сексуальные проявления следует рассматривать как часть детского опыта.

Для нормального развития четырехлетнему ребенку необходимы родители, с кем бы он мог себя идентифицировать. В этом возрасте не стоит как-то отдельно прививать какие-то нравственные нормы и культурные ценности. Самый главный фактор сейчас - это родитель и его поведение, а также взаимоотношения между обоими родителями, поскольку это очень важно для ребенка. Именно их отношения ребенок берет за основу, имитирует их или же, напротив, пытается воспротивиться этому. И это также то, что ребенок, так или иначе, использует в своем личностном развитии.

Кроме того, дом, основой которого являются отношения между родителями, можно назвать тем местом, где приходится существовать и выживать ребенку. Что-то может вызывать у него неприязнь, и он может как-то отреагировать это во сне, но все это ребенок способен выносить благодаря тому, что у него есть семья, невзирая на всевозможные трудности, с которыми ему приходится сталкиваться.

Но ребенок, который иногда кажется невероятно зрелым в свои четыре с половиной года, на глазах может превратиться в двухлетку, когда его нужно успокаивать из-за того, что он поранил палец или случайно упал, или же быть достаточно инфантильным, когда приходит время сна. Ребенку любого возраста, которому необходимо, чтобы его приласкали, требуются физические подтверждения любви - все то, что он естественно получал от матери, когда она вынашивала его, а потом держала в своих руках.

На самом деле младенец вовсе не рождается тем человеком, который способен идентифицировать себя с другими людьми. «Я» рождается постепенно. У ребенка лишь со временем развивается способность чувствовать, что внешний мир, а также мир внутренний - нечто, взаимосвязанное между собой, но это не одно и то же, как «Я» и индивидуальность каждого человека, что никогда не повторяется у двух разных детей.

Очевидно, зрелость, соответствующая возрасту от двух до пяти лет, следует выделить прежде всего, ибо здоровые дети всегда находятся в процессе достижения этой самой зрелости, что представляется жизненно-важным для будущей личности. В то же самое время зрелость ребенка, которому еще нет пяти, совершенно естественно можно сравнить с любой другой незрелостью. Какая бы то ни было незрелость представляет собой зависимость в тех формах, которые еще не являются патологией на ранних фазах развития ребенка. Проще будет представить какие-то отдельные примеры разных фаз развития, нежели пытаться нарисовать полную картину ребенка четырех лет.

Даже если говорить очень обобщенно, необходимо четко разграничивать следующие составляющие:

  1. Отношения в треугольнике (то, на чем держится семья)
  2. Отношения между двумя людьми (мать, открывающая мир младенцу)
  3. Мать, удерживающая младенца в состоянии дезинтеграции (являясь для него целостной личностью до того, как ребенок сможет ощутить собственную целостность)
  4. Любовь матери, которая находит свое выражение в разного рода физических проявлениях (материнские техники)

Отношения в треугольнике

Ребенок становится целостной личностью среди других людей, будучи вовлечен в эти отношения в треугольнике. В своих бессознательных фантазиях ребёнок влюблен в одного из родителей и соответственно ненавидит другого. Зачастую эта ненависть выражается прямо, и повезло тому ребенку, который может вобрать в себя все латентные агрессивные составляющие из более ранних фаз в этой ненависти, что можно считать приемлемым, ибо основой здесь будет его примитивная любовь. Однако, в какой-то степени эта ненависть превращается в способность ребенка идентифицировать себя с соперником в фантазиях. В таких фантазиях проявляется то, что происходит с ребёнком, и его семейная ситуация. Данный треугольник представляет собой нечто реальное и неизменное. Треугольник также можно видеть во всех близких отношениях, что делает возможным выйти за пределы центральной темы и постепенно ослабить напряжение до тех пор, пока все эти вещи не будут поддаваться управлению в некоторых реальных ситуациях. Здесь особенно важна игра, ибо одновременно это представляет реальность и фантазию. Опыт игры позволяет проявиться самым разным глубоким чувствам, которые в иных ситуациях так и остаются нераскрытыми. Игра также конечна, и уже тем, кто совсем недавно играл, необходимо пойти вместе попить чай или приготовить ванну и придумать какую-то историю на ночь. Кроме того, в игре (если говорить о той возрастной категории, которую мы рассматриваем) всегда рядом присутствует взрослый человек, который косвенно вовлечен в этот процесс и контролирует этот процесс.

Анализ двух детских игр («дочки-матери» и «больница») может быть очень информативен для тех, кто занимается этим вопросом, так же, как и специальные игры, основанные на имитации того, чем занимается дома мать, и отцовской деятельности вовне. Для анализа детских сновидений требуются особые навыки, но вполне естественно это позволяет студенту лучше понять бессознательное, чем просто наблюдение за детской игрой.

Отношения между двумя людьми

На более раннем этапе, когда еще нет отношений в треугольнике, мы можем наблюдать более тесные и прямые отношения между младенцем или маленьким ребенком и матерью. Мать понемногу вводит ребенка в этот мир, делая это очень тонко и осторожно, предотвращая всевозможные случайные нежелательные последствия и предоставляя ему должным образом то, что больше всего необходимо в данный момент. Совсем нетрудно заметить, что в этих отношениях двух людей гораздо меньше возможности, чем в паттерне «треугольника» для того, чтобы ребенок сам мог справиться с какими-то трудными ситуациями; иными словами, здесь мы имеем гораздо большую зависимость. Тем не менее в этих отношениях мы можем видеть два человеческих существа, связанных между собой очень тесными узами и зависящих друг от друга. Если сама мать здорова, не испытывает тревоги, депрессии, она не подавлена или истощена, тогда у ребенка есть огромный потенциал для появления его маленькой личности в процессе того каждодневного обогащения, которое он получает в этих отношениях младенец-мать.

Мать, удерживающая младенца в состоянии дезинтеграции

По сравнению с тем, о чем говорилось выше, здесь мы имеем гораздо более сильную зависимость. Мать нужна ребенку как некто, позволяющий младенцу выживать в течение дня; кто способен интегрировать различные чувства, ощущения, какие-то яркие эмоциональные моменты, гнев, разочарование и т.д - все то, что составляет жизнь младенца, но то с чем он сам не в состоянии справиться. Младенец пока еще не отдельная единица. Это мать делает все возможное, чтобы он стал ей. При необходимости мать может мысленно вспомнить весь день и представить себе, что это могло значить для младенца. Она видит в своем ребенке личность тогда, когда сам ребенок еще не способен почувствовать эту интеграцию.

Любовь матери

Любовь матери, которая находит свое выражение в разного рода физических проявлениях. Я уже рассказывал о матери, которая держит своего ребенка, и в данном случае я имею в виду физический контакт. Все то, что происходит на самых ранних этапах, когда ребенку оказывается разного рода физическая поддержка, - это вопросы физиологического порядка для младенца. Мать старается максимально адаптироваться к нуждам младенца, и на начальном этапе эту адаптацию можно считать в общем-то завершенной. Мать знает инстинктивно, - обычно говорят так, - что в данный момент требуется ее ребенку. Она открывает ребёнку мир так, чтобы он не представлял для него хаос, удовлетворяя его потребности по мере их возникновения. Кроме того, выражая свою любовь как физическую поддержку и удовлетворяя физические потребности ребенка, она делает возможным, чтобы в психике ребёнка также все было упорядочено, как и с его телом. Благодаря особым материнским техникам, которые она использует, ухаживая за ребенком, она выражает свои чувства к своему малышу и, таким образом, становится тем человеком, которого уже может узнавать этот растущий малыш.

Говоря о потребностях, мы имеем здесь огромную тему для дискуссии о влиянии на ребенка разного рода изменений, которые можно наблюдать в семейном паттерне. Такие потребности являются абсолютными сами по себе, принимая во внимание то, что они постоянно меняются. Неудовлетворение этих потребностей приводит к нарушениям в развитии ребёнка; поэтому можно взять за аксиому то, что чем более примитивной является потребность, тем сильнее зависимость индивида от окружения, и тем более разрушительными будут последствия неспособности удовлетворения таких потребностей. Если говорить об уходе за младенцем на самых первых этапах, то это вообще невозможно до конца понять и осознать. Это возможно только благодаря любви. Иногда мы говорим, что ребенку необходима любовь, но при этом имеем в виду, что лишь тот, кто действительно любит младенца, может правильно удовлетворить его потребности и справиться с всевозможными осечками, которые неизбежны, чтобы и дальше учитывать потребности растущего организма и сделать позитивные выводы из самых разных неудач.

Насущные потребности детей в возрасте до пяти лет могут быть индивидуальными, но некие базовые потребности остаются неизменными. Так было, так есть, и так будет. И так происходит в любой точке мира и в любой культуре.

Отношение родителей к профессии

Говоря о профессиональной реализации родителей, в наше время родители как-то совершенно иначе относятся к своей работе; но ни в одном статистическом исследовании вы не найдете ответа на многие из этих важнейших вопросов. Современные родители склонны ждать столько, сколько необходимо; они стараются все изучать и планировать. Они точно знают, что смогут отдавать должное внимание лишь двум или трем детям, и поэтому делают все возможное, чтобы должным образом справляться с ограниченным кругом своих родительских обязанностей. И в результате мы имеем очень прямые отношения (когда отсутствуют какие бы то ни было промежуточные этапы), что само по себе настораживает, принимая во внимание интенсивность такого опыта. Что касается иных замещающих лиц или нянь, то здесь мы сталкиваемся с отдельными трудностями. И поэтому треугольник (родители-ребенок) действительно становится реальностью.

На самом деле родители, которые так сфокусированы на задаче психического здоровья ребенка, и сами должны быть зрелыми и в личностном отношении тоже.

Такие максимально вовлеченные родители стараются обеспечить самую лучшую среду для младенца и маленького ребенка. Также необходимо отметить, что если им откуда-то предоставляется реальная помощь, они прибегают к ней. Но эта помощь должна быть такой, чтобы не подрывать чувство ответственности самих родителей.

Рождение младенца может оказаться важным опытом для другого ребенка или же это может быть большой проблемой и родители, которые хотели бы, чтобы у них было время на размышления, смогут тогда избежать тех ошибок, которых возможно избежать. Однако, не стоит ожидать, что продумав все, мы сможем как-то повлиять на такие вещи, как любовь, ненависть и борьба противоположностей. Жизнь - непростая штука, а для нормального здорового ребенка в возрасте от трех до пяти - эта задача особенно непроста. К счастью, мы получаем и определенные вознаграждения, и на этом раннем этапе развития ребенка мы имеем некие перспективы, при условии, что дома ребенок ощущает безопасность и тогда он может чувствовать себя счастливым и радостным в этой семье, где есть оба родителя.

Родителям, которые ставят перед собой цель быть адекватными родителями, безусловно придется решать непростую задачу. И здесь всегда есть риск, что мы так и не получим никакого вознаграждения. Очень многие обстоятельства могут оказаться на пути родителей, но к счастью в наше время риск физических недугов гораздо меньше, чем двадцать лет тому назад. Родители полны желания изучать потребности своих детей, и это действительно очень помогает. Однако, необходимо помнить и о том, что если что-то произойдет в их отношениях, родители не могут продолжать любить друг друга просто потому, что детям необходимо, чтобы их отношения по-прежнему были стабильными.

Общество и чувство ответственности

В нашем обществе произошли огромные изменения в отношении к младенцам и тому, как нужно ухаживать за детьми. Теперь уже есть четкое понимание того, что именно в младенчестве и в детстве закладываются основы психического здоровья и в конечном счете, зрелости, если уже говорить о взрослом человеке, который способен найти свое место в обществе, не утратив чувства собственного достоинства.

Огромный прорыв педиатров в первой половине XX века был сделан именно в области физиологии. И здесь основная идея состояла в том, что ели физическое заболевание у ребенка можно предотвратить или вылечить, все то, что касается психологии может решиться само собой. Педиатрия по-прежнему должна быть над этими базовыми принципами, и мы стараемся использовать все возможности, дабы не утратить контроль за лечением соматических болезней. Надо сказать, что благодаря работе доктора Джона Боулби (изучение негативных последствий отделения маленького ребенка от матери), в этой области произошли значительные изменения. Так что теперь матерям разрешается посещать своих детей в больницах и вообще сепарации стараются по возможности избегать. Кроме того, можно видеть определенные изменения в отношении к детям из необеспеченных семей. Но педиатрам и младшему медицинскому персоналу по-прежнему недостает единой позиции в понимании того, что как бы то ни было, но маленькому ребенку все равно необходимы отношения с матерью и отцом. И это будет большим шагом вперед, если мы признаем, наконец, то, что можно избежать многих психических заболеваний, если мы постараемся не допускать этих необязательных сепараций. Все то, что нам действительно необходимо, - это подлинное понимание того, что психическое здоровье ребенка формируется в нормальной семейной среде.

И опять же врачи и младший медицинский персонал знают не понаслышке о физиологической стороне беременности и родов, а также телесном здоровье младенца в первые месяцы жизни. Правда, если говорить о самом первом опыте кормления ребенка, то они затрудняются дать какой-то точный ответ, ибо только сама мать знает, как ей это лучше сделать. Совершенно ни к чему вмешательство специалистов из других областей как раз в самом начале, когда мать пытается выстроить собственную схему общения с ребенком.

Мы не можем не принимать во внимание то обстоятельство, что любой специалист в своей области (будь то акушерка, патронажная сестра, воспитатели детских учреждений) может оказаться незрелой личностью по сравнению с отцом или матерью, и родительские суждения по определенному вопросу могут оказаться гораздо более убедительными, чем любого вышеназванного специалистов. И это не должно представлять никаких сложностей, если будет действительно правильное понимание.

Квалифицированный сотрудник востребован именно благодаря своим особым знаниям и навыкам в данной области.

То, что родителям действительно необходимо, - это понимание каких-то глубинных вещей, а не советы и инструкции к действию. Так же у родителей должна быть возможность экспериментировать, совершая ошибки и обучаясь на собственном опыте.

Такая вовлеченность социальных работников, - если говорить о превентивных мерах, то они действительно делают очень много, - все же представляет огромную угрозу для нормальной или здоровой семейной жизни. И будет действительно мудро не забывать о том, что здоровье нации зависит от здоровых семей, родители в которых эмоционально зрелые личности. Поэтому здоровые семьи - это некая священная территория, в которую не стоит вторгаться без особой надобности. Тем не менее, здоровой семье может потребоваться помощь специалистов и из других областей, ведь и их счастливая семейная жизнь и социальная интеграция зависят от общества.

Небольшое число сиблингов

Значительные изменения в семейных паттернах - это не только относительно небольшое число братьев и сестер, но и двоюродных родственников. Только давайте не будем фантазировать, что кузенов и кузин мы можем заменить друзьями детей. Кровные узы чрезвычайно важны, поскольку от общения с матерью и отцом, с двумя-тремя людьми (братья-сестры) ребенок переходит к более широкому общению. Поэтому не стоит удивляться, что современному ребенку просто неоткуда получить той помощи, которая была возможна раньше, когда семьи были большими. Вполне обычное явление, когда у ребенка нет двоюродных братьев или сестер, если же мы говорим о единственном ребенке в семье, то это вообще огромная проблема. Тем не менее, если принять за основу данный принцип, мы можем сказать, что главная помощь, которая может быть оказана современной маленькой семье, - это расширение всевозможных отношений и, соответственно, возможностей. Детские сады, группы временного пребывания и ясли для детей могут оказать огромную помощь, если они организованы должным образом и не очень большие. Я подразумеваю не только адекватный персонал, но и соответствующий уровень образования сотрудников в вопросах психологии детей и младенцев. Родители могут отдать ребенка в это учреждение, чтобы дать себе небольшую передышку; расширить сферу отношений ребенка как со взрослыми, так и с другими маленькими детьми, а кроме того - разнообразить его игровую сферу.

Многие нормальные родители или близкие к норме начинают испытывать раздражение, если они находятся со своими детьми двадцать четыре часа в стуки, но если бы у них было какое-то время на себя, они могли бы спокойно проводить со своими детьми все остальное время. На это я и хотел бы обратить особое внимание, ибо на практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что матери нуждаются хотя бы в частичной помощи, чтобы немного прийти в себя. На этот счет мнения могут быть разными, но если говорить о здоровой семье (я надеюсь вы согласитесь со мной, что к счастью это не редкость), родители могут принимать гибкие решения, будет ли это детский сад или группа временного пребывания.

В системе образовании Великобритании, где предусмотрены детские сады, удалось достичь очень высоких результатов. Если говорить о системе детских садов, то мы были одними из первых в мире (благодаря действительно высоким результатам), где были созданы подобные учреждения. Кроме того, необходимо отметить, что благодаря специальному образованию воспитателей детских садов, также произошли серьезные изменения и в системе образования воспитателей, работающих с детьми младшего возраста. Поэтому в будущем хотелось бы видеть дальнейшее развитие системы детских садов, которая действительно оказывается очень полезной для здоровой семьи. Ясли же, напротив, не очень подходят младенцу, да и поддерживающие их организации, судя по всему, не очень заинтересованы в обеспечении необходимого персонала и соответствующей организации этих учреждений. В яслях все же делается акцент на медицинском персонале, а врачи, как это ни было прискорбно, иногда склонны считать, что телесный рост и физическое здоровье важнее всего. Тем не менее, и эти учреждения могут оказаться полезными - наряду с детскими садами, в которых есть для этого все необходимые условия - уставшим и испытывающим постоянное беспокойство матерям, чтобы они могли стать достаточно хорошими матерями, поскольку их кто-то заменил хоть на какое-то время.

Система яслей будет получать все большую поддержку от общества, которое переживает не лучшие времена, ибо результат действительно налицо. Только эти учреждения должны быть организованы должным образом, и гам должны работать квалифицированные сотрудники, иначе это причинит только вред нормальным детям из здоровых семей. Что касается детских садов, то эта система настолько совершенна, что хорошая семья в наше время может спокойно отдавать ребенка в детский сад для расширения круга его общения. И поскольку хорошо утроенные детские сады соответствуют требованиям здоровой семьи, то они имеют особую, пусть и не столь явную, ценность для общества, что не так просто выразить в цифрах. А если в обществе серьезное отношение к тому, что происходит сейчас, тогда у него есть и будущее, а здоровая семья - это и есть залог будущего.

Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 2455 раз
Вы находитесь здесь:Дети»От 3 до 7»Развитие и воспитание ребенка от 1 до 3 лет»Основные потребности ребенка