Наказание детей

Наказание детей

Надо ли наказывать детей?

Многие даже очень хорошие родители чувствуют, что ребенка время от времени надо наказывать. Другие считают, что можно прекрасно обойтись и без наказаний. Многое зависит от того, как воспитывали самих родителей. Если их порой справедливо наказывали, они, естественно, готовы и сами наказать своего ребенка в аналогичной ситуации. Если же на них воздействовали исключительно методом внушения, они будут вести себя так же и в отношении своих детей.

С другой стороны, есть немало детей, которые действительно ведут себя отвратительно. Одних родители часто наказывают, а других — никогда. Поэтому нельзя утверждать, что наказание или отсутствие наказания всегда эффективно. Все зависит от воспитательного процесса в целом.

Прежде чём продолжить обсуждение темы наказания, следует понять, что оно ни в коем случае не является главной составной частью воспитания, а всего лишь служит действенным напоминанием, что родители не шутят, а говорят всерьез. Все мы видели детей, которых постоянно шлепают, но они при этом остаются такими же непослушными.

Залог хорошей дисциплины — дружная семейная атмосфера, где все любят друг друга и пользуются ответной любовью. Мы стараемся быть добрыми и покладистыми (по крайней мере, большую часть времени), потому что нам нравятся окружающие нас люди и мы хотим, в свою очередь, нравиться им. Многие становятся на преступный путь только из-за того, что их никто не любил в детстве, и поэтому мнение окружающих для них не имеет значения. К тому же некоторые преступники стали в детстве жертвами насилия или были свидетелями чрезвычайной жестокости. Примерно в трехлетнем возрасте дети перестают жадничать и начинают делиться своими вещами. Это происходит не столько из-за постоянных напоминаний родителей (хотя это тоже играет определенную роль), сколько из-за личных симпатий к другим детям.

Другим важным элементом становится настойчивое желание походить на своих родителей буквально во всем. В возрасте от 3 до 6 лет дети усиленно пытаются быть вежливыми, воспитанными и ответственными. Они с самым серьезным видом заботятся о своих куклах, ведут домашнее хозяйство и ходят на работу, как это делают их родители.

Настойчивость и постоянство

Постоянная забота родителей — настойчиво и последовательно направлять действия ребенка в нужное русло. Хотя ребенок сам во многом учится быть воспитанным человеком, подражая людям, которых он любит, немалая роль в этом отводится и родителям. Если выражаться автомобильными терминами, ребенок — это мотор, а родители — руль. Некоторые дети требуют больших усилий со стороны родителей: они более активны, импульсивны и упрямы, поэтому нужно больше энергии, чтобы удержать их на правильном пути.

Чаще всего действия ребенка основаны на правильных мотивах, но требуют руководства со стороны взрослых. Родителям приходится постоянно повторять: «Держись за мою руку, когда переходим улицу», «Нельзя с этим играть, ты можешь кого-нибудь поранить», «Скажи спасибо миссис Гриффин», «Пойдем домой, на обед у нас будет сюрприз», «Отдай машинку Гарри. Это его игрушка, и она ему нужна» и так далее.

Успех такого руководства зависит от того, насколько родители последовательны в своих требованиях (никто не может быть абсолютно последовательным), насколько они уверены в том, что говорят, и насколько их приказания или запреты обоснованы.

Когда надо наказывать ребенка?

Вы прибегаете к наказанию (если вообще прибегаете) только время от времени, когда ваша выдержка иссякает.

Чтобы проверить, надо ли наказывать ребенка, задайте себе вопрос: приведет ли наказание к желаемому эффекту без побочных последствий? Если в результате ребенок приходит в ярость, отказывается повиноваться и ведет себя еще хуже, чем прежде, то от наказания нет никакой пользы. Если ребенок очень сильно переживает, значит, наказание оказалось для него слишком строгим. Каждый ребенок реагирует на наказание по-разному.

Случается, что ребенок случайно или по неосторожности разбил тарелку или порвал одежду. Если у него хорошие отношения с родителями, он просто расстроится точно так же, как и они, и никакого наказания не потребуется. Наоборот, его иногда даже надо успокоить. Набрасываясь на ребенка, который уже сожалеет о случившемся, вы не только уничтожите остатки раскаяния в его душе, но и вызовете раздражение.

Если вы имеете дело с ребенком постарше, который разбивает тарелки потому, что постоянно балуется с ними, то будет справедливо купить новую посуду взамен разбитой из его карманных денег. У ребенка после 6 лет уже достаточно развито чувство справедливости, и он поймет, что это вполне заслуженно. Вместе с тем с детьми до 6 лет лучше воздерживаться от рассуждений о возможных последствиях их поступка, а к детям до 3 лет не стоит применять их вообще. Вы ведь не хотите, чтобы у маленького ребенка развилось обостренное чувство вины. Задача родителя — оградить ребенка от неприятностей, а не выступать в роли строгого судьи, когда они уже случились.

Избегайте по мере возможности угроз

Угрозы ослабляют дисциплину. Казалось бы, вполне логично сказать ребенку: «Если ты будешь ездить на велосипеде по проезжей части, я его отберу». Но в каком-то смысле угроза — это вызов. Она предполагает, что ребенок может и ослушаться. На него произведет гораздо большее впечатление, если вы твердо скажете, что он не должен выезжать на проезжую часть. Но это только в том случае, если он из собственного опыта уже знает, что родители всегда говорят то, что думают. С другой стороны, если вы видите, что вам все же придется прибегнуть к суровому наказанию и отобрать велосипед на несколько дней, то лучше сделать ему недвусмысленное предупреждение. Глупо применять угрозы, которые не выполняются. К тому же это быстро разрушает авторитет родителей. Угрожать ребенку такими страшными вещами, как чудовища и полицейские, не имеет никакого смысла, и это может привести к серьезным поведенческим проблемам. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок жил в постоянном страхе.

Физические наказания для детей

Отшлепать ребенка, чтобы преподать ему урок, — это традиционный метод воспитания во многих регионах мира, и большинство американских родителей тоже уверены в действенности этого метода. С ними не соглашаются многие специалисты. Существует несколько причин, по которым следует избегать физических наказаний. Во-первых, они учат ребенка тому, что большой и сильный человек имеет право делать все, что ему вздумается, независимо оттого, прав он или нет. Некоторые дети, получив шлепок от родителей, считают себя вправе бить детей помладше.

Когда директор фирмы или управляющий в магазине недоволен работой подчиненного, он не набрасывается на него с криком и не принимается бить его по мягкому месту. Он вежливо объясняет, что требуется от работника, и этого, как правило, оказывается достаточно. Дети не слишком отличаются от взрослых в своем стремлении к ответственности. Они прекрасно реагируют на похвалу и доверие.

В прежние дни детей часто били, так как это считалось неотъемлемой частью воспитания. В XX веке, изучив множество детей в США и в других странах, специалисты пришли к выводу, что детей можно заставить слушаться и быть вежливыми без применения телесных наказаний. Я сам видел сотни таких детей, и есть страны, где вообще не слышали о физических наказаниях.

Родители часто оправдываются тем, что их самих в детстве били и это не принесло им никакого вреда. С другой стороны, почти все эти люди очень хорошо помнят свои ощущения стыда, злости и ненависти после подобных наказаний. Я подозреваю, что такие родители смогли сохранить свое психологическое здоровье не благодаря физическим наказаниям, а вопреки им.

Родители, которые нуждаются в помощи

Когда я встречаю родителей, которые утверждают, будто только и делают, что наказывают своего ребенка, я знаю: им действительно необходима помощь. Бывают такие родители, которым с большим трудом удается контролировать ребенка. Они уверяют, что ребенок «трудный», что он просто отказывается слушаться. Первое, что можно заметить, наблюдая за матерью такого ребенка, — это то, что она на самом деле не слишком-то и старается добиться какого-то результата. Она часто угрожает, ругает и наказывает маленького упрямца. Но при этом одна такая мать никогда не выполняет свои угрозы, другая, даже наказывая ребенка, в конечном итоге никогда не требует от него сделать то, что необходимо, третья заставляет ребенка повиноваться, а уже через 5 — 10 минут снова позволяет ему делать все, что ему вздумается. Кто-то улыбается, ругая или наказывая ребенка. Кто-то постоянно кричит на малыша и призывает соседку в свидетели, что такого ужасного ребенка еще свет не видывал.

Подобные родители подсознательно ожидают от ребенка плохого поведения и сами не верят, что могут его утихомирить. Сами того не осознавая, они провоцируют плохое поведение. Их ругань и наказания — это всего лишь выражение эмоций. Жалуясь соседям на ребенка, они просто хотят, чтобы кто-то подтвердил, что ребенок действительно неуправляемый. У таких родителей обычно было трудное детство. Их никогда не хвалили. В результате они не уверены ни в себе, ни в своих детях. Им необходима серьезная помощь специалистов.

Другие виды наказаний для детей

Наказания должны быть обоснованными. Если ребенок хватает и дергает мать за нос, она спускает его с колен на пол. Наказание заключается в том, что женщина отстраняет малыша от себя (хотя он находится прямо у ее ног). Родители, которые используют такую мягкую форму «отлучения» детей от себя, очень быстро дают им понять, что надо сдерживать свои стремления хватать руками все подряд, особенно если это чье-то лицо. Другой ребенок может ударить, например, отца по щеке, чтобы привлечь его внимание. В ответ отец может шутливо шлепнуть малыша по ручке и сказать: «Нельзя драться». Еще более эффективный способ — сказать: «Ой, как больно», спустить малыша с колен и найти что-нибудь другое, что может заинтересовать его на пару минут. Таким образом, ребенок своим поведением добился не внимания, а совершенно противоположного результата.

Еще один вид наказания применяется для детей постарше, которые уже умеют ходить. Их на несколько минут сажают в манеж. Представьте себе малыша, который настойчиво пытается вытащить пластмассовую заглушку из электрической розетки. Вы решительно говорите ему: «Нельзя». Однако маленький упрямец игнорирует ваш запрет. Как только вы отвлекаете его на что-то другое, он тут же устремляется опять к розетке. Он считает, что играет в интересную игру. Вы же, вместо того чтобы с радостным видом тоже включиться в игру, сажаете его в манеж со словами «Ну, хватит» и оставляете его там на несколько минут. Большинство детей такого возраста не выносят, когда их отрывают от интересного занятия, поэтому можете рассчитывать на бурный протест. Но подобная форма наказания эффективно дает понять ребенку, что к вашим словам надо относиться серьезно.

Более формальный метод «изоляции» весьма эффективен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Под изоляцией понимается удаление ребенка из центра внимания окружающих и. от того места, где проводятся игры и развлечения. Дома для этих целей можно избрать специальный стул, расположенный не слишком далеко, чтобы родители могли видеть ребенка, но и не в самом центре событий. Если вы наказываете ребенка, он должен отсидеть определенное время на этом стуле, пока вы не разрешите ему вернуться. Можно использовать кухонный таймер, чтобы отмерять срок наказания — по 1 минуте на каждый год возраста ребенка. При более длительном наказании маленький ребенок может забыть, за что он наказан, и начнет грустить или сердиться. Если ребенок встал со стула до истечения назначенного времени, отсчет опять начинается с нуля.

Некоторые родители считают, что целесообразно в виде наказания отправлять ребенка в его комнату с наставлением, что он может выйти оттуда, когда будет готов нормально общаться с остальными членами семьи. Теоретически недостаток этого метода заключается в том, что ребенок будет рассматривать детскую как тюрьму. С другой стороны, это дает ребенку понять, что быть в окружении людей — это привилегия, которой можно лишиться, и что при чрезмерном возбуждении неплохо немного побыть одному, чтобы успокоиться.

Для более старших детей наказание является эффективным, если оно логически вытекает из проступка. Если ребенок оставляет разбросанные по всей комнате игрушки, несмотря на строгое указание собрать их, родители могут спрятать все игрушки в недоступное для него место на несколько дней. Если подросток не складывает свою одежду в корзину Для грязного белья, то в один прекрасный день у него не окажется чистой рубашки, чтобы пойти в школу. Для многих подростков (хотя и не для всех) это оказывается достаточно серьезным наказанием. Подростку старшего возраста, который задержался допоздна во время прогулки и не предупредил об этом по телефону, можно запретить выходить из дому по вечерам до тех пор, пока он не продемонстрирует свою готовность действовать с большей степенью ответственности. Наказание можно считать эффективным, если даже наказанный ребенок считает его справедливым. Оно преподносит суровый урок жизни, что каждый поступок имеет свои последствия.

Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 4253 раз
Вы находитесь здесь:Дети»Старше 7»Развитие и воспитание школьника»Наказание детей