Самооценка детей дошкольного возраста, как повысить самооценку у ребенка

Самооценка детей дошкольного возраста, как повысить самооценку у ребенка

Самооценка, а не самолюбование.

Каждый человек с раннего детства подсознательно предполагает, что он достоин любви и похвалы, и осознание этого дает ему внутренний покой и комфорт. Но детям недостаточно просто быть довольными собой. Они требуют, чтобы окружающие постоянно высказывали свое одобрение в их адрес. Родители порой считают, что должны все время хвалить детей (заслуженно и не очень), чтобы не разрушить систему детской самооценки. Делать этого не надо.

Частью самооценки является уверенность в себе. Она вырабатывается в ребенке, когда его хвалят. Но если похвала неискренна, ребенок это моментально чувствует. Чтобы помочь ему сформировать свою систему самооценки, надо научить его справляться со своими эмоциями и заверить, что родителям тоже приходится с ними справляться. Ребенок, которого постоянно осыпают похвалами, почувствует себя обиженным, если кто-то из родителей рассердится на него, а это отнюдь не способствует развитию самооценки. Последовательность требований и их строго установленные границы помогают формированию самооценки намного лучше, чем пустые похвалы.

Подкрепление самооценки

Дети не нуждаются в похвале за любой хороший поступок и за самое малейшее достижение. Взять, к примеру, ребенка, которого родители пытаются научить плавать и замирают от восторга каждый раз, когда он всего лишь осмеливается опустить голову под воду. Проходит час, а он по-прежнему каждую минуту кричит: «Посмотрите, как я плаваю», хотя на самом деле никакого прогресса не наблюдается. Просто он вошел во вкус и требует похвалы и внимания. Преувеличенные похвалы не способствуют развитию независимости (хотя они менее вредны, чем их противоположность — преуменьшение успехов и постоянные упреки).

Избегая постоянных упреков и недооценки ребенка, надо помнить, что самый лучший способ укрепления его самооценки — это демонстрация вашей искренней любви к нему. Я не имею в виду той преданности, которая заставляет вас жертвовать всем ради ребенка. Просто демонстрируйте свое удовольствие от общения с ним, от историй и шуток, которые он вам рассказывает, время от времени хвалите его за умение рисовать, за силу и ловкость. Свою любовь вы можете показать, предложив ему принять участие в каком-то интересном занятии, в совместной поездке или прогулке. Кроме того, надо демонстрировать свое уважение к ребенку, такое же, например, как к близкому другу. Это означает, что надо бытье ним вежливым, прислушиваться к его мнению, проявлять заинтересованность в его делах. Не стоит быть с ребенком грубым, неприветливым или безразличным только потому, что он младше вас.

Чаще всего родители допускают ошибку, демонстрируя уважение к своему ребенку и не требуя от него в ответ того же. Дети, как и взрослые, чувствуют себя лучше и комфортнее всего, общаясь с людьми, которые уважают себя и, естественно, требуют уважения к себе со стороны окружающих. Чтобы дать понять ребенку, что вы ожидаете от него уважения к себе, не обязательно вступать с ним в дискуссию на повышенных тонах. Когда ребенок громко разговаривает за обеденным столом, то будет гораздо лучше, если вы спокойно попросите его есть с закрытым ртом, чем начнете кричать на него. Уважение предполагает взаимность.

Стремление к достижениям

Хотя уже доказано, что если очень постараться, то можно научить двухлетнего ребенка читать, но, на мой взгляд, делать этого не стоит. Некоторые родители, будучи уверены, что главное — подобрать ребенку нужные игрушки и найти нужные стимулы для развития его интеллекта дома и в школе, пытаются воспитать идеального ребенка, вундеркинда. Хотя такие родительские амбиции и можно понять, особенно в стране, где интеллект ценится так высоко, необходимо признать, что они ошибочны и могут привести к совершенно противоположным последствиям. Умственные способности — это всего лишь один из аспектов личности, и их зачастую недостаточно, чтобы обеспечить человеку успех в жизни, если они не подкрепляются теплом души, здравым смыслом и уважением к окружающим. Слишком раннее подталкивание детей к успеху всегда чревато определенными издержками. Отношения между родителями и ребенком могут стать напряженными, так как их центральным пунктом становятся те или иные достижения, а не эмоциональная близость. Пока ребенок будет добиваться совершенства в одной заданной области, у него будет наблюдаться замедленное развитие в других сферах.

Попытка вырастить вундеркинда — это большая, хотя и вполне объяснимая ошибка, которую допускают многие родители. Конечно, все мы хотим, чтобы наши дети в максимальной степени реализовали свои способности и получили максимум знаний. Но слишком ранние попытки искусственно раскрыть эти способности не ведут к успеху и порой только вредят ребенку. Нет никаких свидетельств в пользу того, что это может дать ему в будущем какие-то преимущества. Если малыш в раннем возрасте во всем опережает других детей, то это вовсе не означает, что он и впредь будет всегда умнее их.

Поспешность всегда таит в себе те или иные издержки. Попытки сделать резкий скачок в какой то одной области, например рано научить ребенка читать, почти всегда приводят к задержкам в других важных областях развития, в частности в умении общаться со сверстниками. Дети лучше всего развиваются, когда их врожденные таланты и способности сами находят себе выход.

Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 2258 раз
Вы находитесь здесь:Дети»Старше 7»Развитие и воспитание школьника»Самооценка детей дошкольного возраста, как повысить самооценку у ребенка