Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ у детей) причины, лечение, симптомы. Гиперактивность у детей

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ у детей) причины, лечение, симптомы. Гиперактивность у детей

Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный - импульсивный и комбинированный.

СДВГ был классифицирован как нарушение развития, хотя все чаще его называют разрушительным расстройством поведения. СДВГ поражает 5-15% детей школьного возраста. Однако многие эксперты считают, что СДВГ гипердиагностируется в основном из-за неточного применения критериев.

Выделяют 3 типа:

  • преимущественно невнимательный;
  • преимущественно гиперактивный-импульсивный;
  • комбинированный.

СДВГ не имеет известных специфичных причин.

Симптомы и признаки

Заболевание часто начинается до 4 лет и неизменно в возрасте до 7 лет. Пиковый возраст постановки диагноза - 8-10 лет, однако у пациентов с преимущественно невнимательным типом синдром может быть диагностирован только в подростковом возрасте.

Основные симптомы и признаки СДВГ:

  • невнимательность,
  • гиперактивность,
  • импульсивность.

Эти симптомы должны быть более выраженными, чем ожидалось для уровня развития ребенка; нарушение учебной или социальной функций является распространенным явлением.

Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации. Органическая природа нарушения препятствует развитию мышления, учебных навыков, умения рассуждать и излагать последовательно свои мысли, мотивации к решению жизненно важных задач, социализации. Дети с преимущественно невнимательным СДВГ, как правило, воспринимают практическое обучение и испытывают трудности в усвоении материала, предъявленного в вербальной форме (на слух), без опоры на наглядность, которая требует устойчивой концентрации внимания и высокого уровня производительности. В целом около 20-60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но некоторые школьные проблемы возникают у большинства детей с СДВГ

Для детей с СДВГ характерны следующие психологические особенности: низкое качество социальных навыков и взаимоотношений со сверстниками, нарушения сна, беспокойство, дисфорию, депрессию и перепады настроения.

Хотя специфического физического обследования или лабораторных исследований, связанных с СДВГ, нет, признаки могут включать:

  • несогласованность движений или неуклюжесть;
  • нелокализованные, мягкие неврологические симптомы;
  • перцептивно-двигательные дисфункции.

Диагностика

  • Клинические критерии.

Диагноз клинический и основан на всесторонней оценке медицинских показателей, развития, образования и психологического состояния.

Дифференциация между СДВГ и другими состояниями должна быть точно определена. Нужно избегать гипердиагностики. Многие признаки СДВГ выражены в дошкольном возрасте и могут также указывать на проблемы с общением, которые могут возникнуть при других нарушениях развития (например, аугического спектра [первазивное расстройство развития]) или при некоторых расстройствах обучения, тревоге, депрессии или поведенческих расстройствах (например, расстройствах поведения). Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т.е. мысли, тревоги, заботы).

Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут способствовать или усугублять симптомы и признаки. Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков.

Прогноз

Традиционные классы и учебная деятельность часто усугубляют симптомы и признаки у детей, не получающих лечения или с недостаточно корригированным состоянием СДВГ Специальное фармакологическое и педагогическое воздействие может быть постоянным.

Хотя симптомы и признаки гиперактивности, как правило, с возрастом уменьшаются, у подростков и взрослых могут быть выражены остаточные трудности. Предикторы неблагоприятных исходов у подростков и взрослых включают:

  • низкий уровень интеллекта;
  • агрессивность;
  • социальные и межличностные проблемы;
  • психические расстройства у родителей, т.е. отягощенный анамнез.

Подростки и взрослые, которые имеют преимущественно импульсивный СДВГ, многие продолжают проявлять импульсивность, беспокойство и бедные социальные навыки. Люди с СДВГ, кажется, лучше справляются с работой, чем с учебой и домашними ситуациями.

Лечение

  • Специальная педагогическая помощь, трудовая и поведенческая терапия.
  • Медикаментозная терапия, как правило, с использованием стимуляторов, таких как метилфенидат или декстроамфетамин.

Хотя коррекции основных нейрофизиологических различий у пациентов с СДВГ при лекарственной терапии не происходит, препараты эффективны в облегчении симптомов СДВГ и позволяют пациентам участвовать в деятельности, ранее недоступной им из-за плохого внимания и импульсивности. Лечение взрослых реализуют подобным образом, но выбор препарата и дозировки определяется на индивидуальной основе, в зависимости от наличия других заболеваний.

Препараты. Наиболее широко используют стимулирующие препараты. Будьте внимательны! Препараты, содержащие указанные вещества, не зарегистрированы в России.

Метилфенидат назначают еженедельно, как правило, до трех раз в день или каждые 4 ч. Если ответ является неадекватным, но препарат переносится, доза меняется и подбирается индивидуально. У большинства детей оптимальный баланс между выгодами и побочными эффектами достигается при дозах 0,3-0,6 мг/кг.

Когда оптимальная дозировка для метилфенидата или декстроамфетамина будет достигнута, переходят на применение эквивалентных доз того же препарата в формах с замедленным высвобождением, чтобы избежать необходимости введения препарата в школе. Препараты длительного действия включают основанные на воске таблетки пролонгированного действия, двухфазовые капсулы, содержащие эквивалент 2 доз, таблетки с осмотическим высвобождением и трансдермальные пластыри, которые обеспечивают действие до 12 ч. Способность к обучению все чаще повышается при приеме низких доз, но улучшение в поведении часто требует применения более высоких доз.

Дозирование стимуляторов может быть скорректировано, чтобы охватить определенные дни и время. Периоды плацебо (5-10 учебных дней для обеспечения надежности наблюдений) рекомендуются для того, чтобы установить, нужны ли по-прежнему медицинские препараты. Будьте внимательны! Препараты, содержащие указанные вещества, не зарегистрированы в России.

Некоторые исследования показали замедление роста в течение 2 лет употребления стимуляторов, но будет ли замедление сохраняться в течение более длительного периода, использования, остается неясным. Некоторые пациенты, которые чувствительны к стимулирующим эффектам препарата, становятся чрезмерно сфокусированными или утомленными; возможно, следует уменьшить дозу стимулятора или попытаться использовать другой препарат.

Атомоксетин также применяют. Зарегистрирован и разрешен к применению в России (прим. редакции). Препарат эффективен, но данные разнятся в отношении его эффективности по сравнению со стимулирующими препаратами. Многие дети испытывают тошноту, се-дативный эффект, раздражительность, приступы гнева, реже у них возникает токсичность печени и суицидальные мысли. Максимальная рекомендованная суточная доза составляет 100 мг.

Антидепрессанты, такие как бупропион, α-2 агонисты, такие как клонидин и гуанфацин, и другие психоактивные препараты иногда используют при неэффективности стимуляторов или неприемлемости их побочных эффектов, но они менее эффективны и не рекомендуются в качестве препаратов первой линии. Применение пемолина больше не рекомендуется. Иногда эти препараты используют в комбинации со стимуляторами для достижения синергетического эффекта; важен тщательный мониторинг вредного воздействия препарата.

Поведенческое ведение. Консультирование, включая когнитивно-поведенческую терапию, обычно является эффективным и помогает социализации детей с СДВГ. Структура и процедуры имеют большое значение.

Поведение в классе часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, при соответствующей длительности задания, новизне, занятиях с репетитором и близости учителя.

Если у вас возникли сложности на дому, следует искать дополнительную профессиональную помощь и обучаться поведенческим методам управления. Добавление маркеров стимулов и вознаграждений усиливает поведенческое управление и часто является эффективным. Детям с СДВГ, у которых гиперактивность и плохой контроль импульсов преобладают, часто можно помочь дома при установлении структуры, соответствующей методам воспитания детей, и четких ограничений.

Элиминационная диета, мегавитаминное лечение, использование антиоксидантов или других соединений, питательные и биохимические вмешательства имели наименее последовательные эффекты. Биологическая обратная связь иногда полезна в некоторых случаях, но не рекомендуется для повседневного использования, поскольку доказательства устойчивого эффекта отсутствуют.

Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 2008 раз
Вы находитесь здесь:Дети»Старше 7»Развитие и воспитание школьника»Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ у детей) причины, лечение, симптомы. Гиперактивность у детей